жанр Документальный
страна Россия
год выпуска 2005
режиссер
актеры
язык звука Русский
субтитры Без субтитров
длительность 39 мин
30 августа в день 70-летия со дня рождения Анатолия Солоницына на телеканале «Культура» была показана программа из цикла «Острова». О жизненном пути старшего брата рассказывает писатель Алексей Солоницын. В фильме использованы уникальные кинодокументы, дневники и письма актера, фрагменты театральных спектаклей, неизвестных широкому кругу зрителей.
Анатолий Солоницын - выдающийся артист, любимый актер Андрея Тарковского. Сыграв Андрея Рублева в одноименном фильме Тарковского, Анатолий Солоницын доказал свою гениальность и подтверждал ее каждой своей новой ролью. Его снимали Панфилов и Герман, Прошкины и Губенко, Алов и Наумов, Михалков и Шепитько, Бабич и Абдрашитов, Климов и Зархи…
Трудно поверить, но гения отечественного кинематографа в свое время трижды не приняли в ГИТИС.
Эпоха "Андрея Рублева” началась для артиста в 1965-м. В журнале "Искусство кино” напечатали сценарий будущего киношедевра. Анатолий загорелся желанием сыграть главного героя… На свой страх и риск, взяв в театре отгулы, он отправился в Москву. В артисте проснулся прадед Захар Солоницын, знаменитый летописец и богомаз. Предок ежедневно ходил молиться в храм. Добираясь лесом, проложил дорогу топором, которую стали называть его именем. Та же "Захарова тропа” привела неизвестного актера Анатолия Солоницына к Тарковскому. Режиссер был единственным, кто увидел в нем Андрея Рублева… Претендентов на главную роль было предостаточно, и уже был утвержден артист Любшин… Сам Михаил Ромм убеждал Тарковского отказаться от Солоницына... Тогда Тарковский взял фотографии двух десятков актеров, снимавшихся в пробах к "Рублеву”, и отправился к историкам и реставраторам, специалистам по древнерусскому искусству. Разложив на столе все фотопробы, он спросил: "Какое лицо могло быть лицом Рублева?” А ведь никто не знал, как выглядит иконописец. И все историки показали на Солоницына. Тарковскому пришлось не на одном художественном совете отстаивать кандидатуру никому не известного артиста. И режиссер не ошибся.
Анатолий Солоницын обладал очень редким качеством — располагать к себе людей. И дружбе он отдавался беспредельно. Дочь Солоницына Лариса: "Отец вообще был очень жертвенным человеком, по первому звонку мог помчаться в ночь выручать приятеля”.
В дневнике артист писал: "Я — романтик. Худой Дон Кихот, который верит в дружбу, в любовь, в честность и верность. Взамен я редко что-нибудь получаю”. Солоницын жил ради творчества. Если предлагали сыграть что-то интересное, бросал все и мчался в другой город. Когда режиссер Арсений Сагальчик пригласил его сыграть царя Бориса, он, не задумываясь, прилетел к нему в Новосибирск. Когда Тарковский позвал его играть в "Ленкоме” Гамлета, он оставил Ленинград и переехал в Москву.
В финальной сцене фильма после обета молчания Андрей Рублев должен был начать говорить. Тарковский мимоходом сказал Солоницыну: "Толя, ты должен помолчать с месяц, два, голос должен стать надтреснутым, старческим”. "Так он не только молчал, объясняясь знаками, но в последние дни перед съемками перетянул горло шарфом, — вспоминает брат актера Алексей. — Мог ведь вообще связки посадить, как мы потом узнали…”
Глядя на Солоницына-монаха, многие были уверены, что сам он человек глубоко верующий. В доме Солоницыных сегда был красный угол, где хранилась семейная икона Николая Чудотворца.
Алексей Солоницын (брат Анатолия Солоницына): "Мы были, конечно, стихийно верующими. А осознанной его вера стала после "Рублева”. Сама личность иконописца, живопись Феофана Грека, Даниила Черного, пребывание в этих храмах сильно повлияли на Анатолия. Он не был в партии, крест носил постоянно. Я даже боялся, что ему это повредит в работе, сломает карьеру”.
Начиная с "Андрея Рублева” Тарковский не мыслил своих картин без Солоницына. "Если роли для Анатолия в фильме не было, она придумывалась специально, подобно Прохожему в "Зеркале”, — вспоминает Маргарита Терехова.
Анатолия Солоницына называли "сокровенным” человеком. О невероятной наивности и доверчивости артиста ходили легенды.
"Когда мы снимались в "Солярисе”, мне было всего 18 лет, — вспоминает Наталья Бондарчук. — Но мне казалось, что Анатолий младше меня. Он был ранимым ребенком. И Тарковский пользовался этой его доверчивостью. Он доводил Солоницына до такого состояния, что у того дрожали зрачки и руки. "Толя, у меня сердце болит!” — кричал Тарковский. И Толя так переживал и нервничал, что расстроил любимого режиссера, что начинал играть именно то, что нужно было Тарковскому”.
До последнего вздоха Анатолий Солоницын оставался верен выбранной профессии. После онкологической операции он сыграл у Абдрашитова в фильме "Остановился поезд”. Будучи смертельно больным, на "Беларусьфильме” в июле 82-го в картине "Раскиданное гнездо” он согласился играть странника… Со съемок из Минска его самолетом отправили в клинику Первого московского медицинского института, метастазы проникли уже в позвоночник. Анатолий все понимал, однако убеждал каждого, кто приходил к нему, что у него тяжелая форма радикулита. Вскоре — 11 июня — артиста не стало: не дожил двух месяцев до сорока семи...
Анатолий Солоницын прожил 47 лет и сыграл в 46 фильмах. Для потомков он так и остался Андреем Рублевым. В нижегородской глубинке, на доме-музее, висит мемориальная доска. На ней изображен человек в монашеской одежде с ликом святого и вырезаны слова: "30 августа 1934 года в городе Богородске родился великий актер Анатолий Алексеевич Солоницын”.